fbpx
politicus.com.ua

Нелюбовный треугольник НБУ-Минфин-банки. Глухой угол, девальвация и причем тут «пирамида Маркаровой»

На финансовом рынке новая интрига. Схлестнулись между собой три игрока: Минфин, Нацбанк и банки. У каждого свой интерес, и никто не хочет идти на уступки.

Самое сложное положение у Министерства финансов. В мае государству Украина предстоит огромное потрясение. Минфину только внутреннему долгу предстоит выплатить по 16 миллиардов процентов и еще 15 миллиардов погашения. Ближайшая выплата – 5 мая.

Но денег на это у Минфина нет. Мало того, что недавними изменениями в госбюджет ему официально утвердили дефицит (разницу между доходами и расходами) в размере 298 миллиардов гривен! Минфину официально уменьшили план по сбору доходов, хотя расходы – увеличили. И возникшую дыру хотят покрыть за счет новых долгов.

Но и это не все. Проблема Минфина еще и в том, что даже эти скромные планы – не выполняются. В том числе потому, что – пабам! – никуда не девались схемы, о которых три недели назад рассказал экс-министр финансов Игорь Уманский. И вот, уже в свежем интервью он утверждает, что все схемы остались на месте.

https://strana.ua/…/263783-eks-ministr-finansov-ukrainy-iho…

Так что у Минфина нет денег. А деньги нужны очень. Нужен хотя бы этот 31 миллиард (16+15). А на самом деле, нужно еще больше, потому что денег требуют Пенсионный фонд, Минздрав, МВД и прочие просители. Реальный дефицит бюджета превышает эти 298 миллиардов, дай Б-г, чтобы раза в полтора.

Напоследок еще одна проблема Минфина. Он не может дать за деньги хорошие условия. Нацбанк снизил учетную ставку до 8%. Возможно, вы знаете, что проценты по своим облигациям Минфин устанавливает по формуле «учетная ставка + надбавка». Условно, 8% + 2% = 10% годовых.

Друзья, что такое 10% годовых после прошлогодних 19-19,5%? Ни-че-го. Никто не будет в здравом уме покупать ОВГЗ, которые не компенсируют даже инфляцию и будущую девальвацию. Депозитные сертификаты НБУ приносят немного меньше, зато они «короткие» – неделя-две. А тут – вложить деньги на год-два под 11%? Сорян, ніт.

Так мы плавно перешли ко второму игроку – банкам. Это сразу несколько группировок, каждая со своим интересом.

У банков есть деньги – только в депозитных сертификатах НБУ связаны 150 млрд грн. Если сделать так, чтобы они вложили свободные деньги в ОВГЗ – всем будет счастье. Но банки не устраивают условия Минфина.

Например, иностранные банки не хотят покупать новые облигации. Они даже не хотят держать у себя ОВГЗ, которые купили раньше. «Иностранцы» ждут выплаты Минфином ближайшего купона (квартальной выплаты) в мае, чтобы потом сразу же продать ОВГЗ на вторичном рынке. Условно, другим банкам или НБУ. Тогда все это имеет для них смысл. Получив купон по ставке 16-19,5%, они продадут на вторичке даже с приличным дисконтом, который сводит доходность до 11% годовых.

Тут есть тонкий момент. Иностранные банки (преимущественно, «Ситибанк») обслуживают нерезидентов, которые тоже вложились в украинские бумаги. На руках у нерезидентов сейчас – 113,5 млрд грн. И они постоянно продают свои облигации, «выходя» в гривну, а затем в валюту и прочь из Украины.

Возникает старый добрый вопрос: под кого НБУ удерживает курс гривны на нынешней отметке? Почему НБУ не позволяет гривне девальвировать, хотя девальвация напрашивается? Уж не держит ли НБУ курс доллара под «нерезов», чтобы те успели продать свой портфель ОВГЗ и выйти из Украины?

В подтверждение этой версии, еще в начале марта портфель нерезидентов был 126,7 млрд грн. То есть, за два месяца они уже избавились от портфеля на 13 млрд грн. Если смотреть на статистику НБУ, эти облигации выкупили банки и частично погасил Минфин.

То есть, версия о сговоре с участием НБУ – имеет право на существование. Слухи об этом сговоре ходят с тех времен, когда появилась так называемая «пирамида Маркаровой».

Если вы не в курсе, примерно год назад Минфин продавал ОВГЗ с сумасшедшими процентами – до 19,5% в гривне. Скупать эти бумаги ринулись иностранцы, которые завели в Украину деньги по курсу 28 грн за доллар. Те из них, кто вкладывались в «короткие» бумаги сроком обращения до полугода, УЖЕ ПОЛУЧИЛИ ДОХОД ДО 80% ГОДОВЫХ В ВАЛЮТЕ – потому что на момент погашения курс опустился до 23,5 гривен за доллар.

Если сговор существовал, то в нем участвовали трое: Минфин, НБУ и собственно иностранные банки (среди которых выделяют «Ситибанк»). Минфин собственно продавал бумаги. Иностранные банки заводили деньги. А НБУ контролировал курс и держал высокую учетную ставку. Если вы не знали, то доходность ОВГЗ определяется по формуле «учетная ставка + надбавка». Условно, «учетная ставка + 2%». Так что без НБУ эта схема бы не работала. Добавим перцу: в этой схеме мог принимать участие и аппарат Международного валютного фонда. Как мы знаем, задачей МВФ было не допустить смены правления НБУ – и судя по всему, он со свой задачей справился на отлично.

Если эта схема реальна, то прямо сейчас НБУ не позволяет произойти девальвации – чтобы «свои» нерезиденты успели вывести деньги. Формально, он объясняет свои действия инфляционным таргетированием. Но на самом деле, все может быть совсем иначе.

Что касается нынешней ситуации, то после скандала вокруг «пирамиды Маркаровой» НБУ вдруг поспешил уменьшить учетную ставку. За несколько месяцев она упала до рекордно низких 8%, а вместе с ней – и ставки по облигациям Минфина. Теперь НБУ и Минфин ушли от обвинений в схематозе, зато сделали ОВГЗ вообще не интересными для банков. Кривая Свенсона, которую регулярно публикует Нацбанк, показывает: вторичный рынок оценивает облигации в 14-16% годовых. Покупать их даже под 11% – неинтересно.

Спасти ситуацию могли бы особые механизмы. Например, банки могли бы выкупать ОВГЗ по ставке в 11%, а потом – отдавать в репо (временный выкуп) Нацбанку, чтобы зарабатывать еще немного и там. Или, например, Минфин за счет остатков на счетах Госказначества мог заключать краткосрочные сделки репо с ОВГЗ банков. Так поступают, например, в Швеции.

Но пока что о таких подходах никто даже не говорит. Поэтому сейчас НБУ просто не хочет выкупать ОВГЗ ни напрямую себе в портфель, ни брать их по сделкам репо. И вот тут – еще одна интрига.

Существуют силы, которые часто связывают с сами знаете кем, которые очень хотят выкупать облигации у нерезидентов, чтобы потом перепродать их НБУ с прибылью. Эти силы вроде бы контролируют Совет Нацбанка и продавливают схему через оттуда.

Совет НБУ уже сделал свой ход. Законом Нацбанку запрещено напрямую покупать у Минфина облигации. Это прямая эмиссия, которая в 1990-х привела к гиперинфляции. Но НБУ теоретически может выкупать ОВГЗ на вторичном рынке. Еще недавно на такие операции действовал запрет, который наложил Совет Нацбанка еще в далеком 2016 году. Но недели три назад Совет НБУ собрался и отменил собственный запрет. Теперь правление НБУ теоретически может скупать ОВГЗ.

Но такой схеме резко воспротивилось правление Нацбанка. Во-первых, такие операции приведут к резкой эмиссии. Выкупая ОВГЗ напрямую или на вторичном рынке, НБУ в любом случае «печатает деньги» – создает их из воздуха. Если «напечатать денег» слишком много – возникает риск девальвации и гиперинфляции. А это – прямой удар по правлению НБУ. Дескать, допустили, мерзавцы. На схеме заработают несколько банков и несколько человек, но проблемы лягут на всю страну. Виновными же сделают правление: Смолия, Рожкову, Сологуба, Чурия и прочих.

Во-вторых, НБУ и так уже в минусе. Еще недавно он продал почти $2 млрд долларов по курсу 25, а теперь откупил с рынка $1,5 миллиарда по 27 грн. Помимо того, что возникает банальный вопрос, а не было ли тут сознательного сговора, возникает еще один: как НБУ объяснит огромный курсовой убыток, возникший всего за месяц? И что с этим делать раньше? Неужели не было понятно, что гривна все равно не удержится на отметке 25?

В-третьих, как же быть с теорией заговора? Если существует описанная выше договоренность, что НБУ держит курс, а нерезиденты выводят капиталы из ОВГЗ, такой выкуп совершенно никому не нужен. Тогда НБУ не выполнит свою часть договоренности. Вот Нацбанк и держит курс, попутно отказываясь выкупать облигации у банков.

Тут мы возвращаемся к банкам. Ведь далеко не все из них принимают участие в афере с нерезидентами. Большинство банков в этой ситуации – сторонние наблюдатели. И перед ними, а особенно перед госбанками, стоит сейчас очень нелегкий выбор.

Если они по требованию акционера (Минфин) согласятся вкладывать свои миллиарды в новые ОВГЗ под 11%, они окажутся в пролете. В случае, если начнется девальвация и финансовый кризис, им негде будет взять новые деньги. НБУ теоретически даст рефинансирование под залог ОВГЗ – но ставка рефинансирования – плавающая. Сейчас она невысокая, но может вырасти и до 16% годовых, и выше. Тогда сама операция – купить ОВГЗ под 11%, взять под залог ОВГЗ рефинансирование под 16% – глубоко невыгодна госбанкам. И с чего они должны помогать какой-то там экономике Украины, если завтра к ним придет прокурор и спросит за возникшие миллиардные убытки?

Поэтому меньше всего хотелось бы, чтобы Минфин просто взял и волевым решением заставил госбанки скупать никому не нужные бумажки под ничтожные 11% годовых.

Если вкратце, вот нынешняя ситуация. Она напоминает глухой угол. Каждая из сторон имеет свой интерес и свои опасения. Любое решение, принятое в интересах чьей-то схемы, грозит миллиардными убытками, девальвацией и инфляцией. Но и по-честному убытки возникнут тоже.

Кто-то должен решиться и разрубить этот гордиев узел. Для этого ему придется взять на себя всю ответственность за все убытки.

Добавлю от себя: если бы система работала изначально правильно, у нас не было бы этих вопросов. Нам аукается перекос, возникший при формировании «пирамиды Маркаровой». Теперь на одну схему накладываются другие, а в заложниках оказывается вся экономика. Как по мне, это прекрасно. Наблюдаем.

Сергей Лямец

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.