fbpx
politicus.com.ua

КАК БУДЕМ ДЕЛИТЬ НАШИ “ЗЕЛЕНЫЕ”?

В прошлом году возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в ЕС впервые в истории произвели больше электроэнергии, чем традиционная генерация, работающая на ископаемом топливе.  ВИЭ сгенерировали 38% всей электроэнергии, а угольные и газовые электростанции – 37%.

Разрыв пока небольшой, но с каждым годом он будет увеличиваться. С 2015 года в Европе объем электроэнергии, полученной от ветра и солнца, удвоился. Самая высокая доля выработки ветровой и солнечной энергии: в Дании (61%), Ирландии (35%), Германии (33%) и Испании (29%).

Европа – мировой лидер в области ветроэнергетики – в 2020 году 11,6% всех потребностей ЕС в электроэнергии обеспечивалось за счет ветроустановок, в некоторые дни ветроэлектростанции покрывали 100% потребностей отдельных государств-членов блока.

Внизу на графике показано, как в 2020 году в ЕС сокращалась доля производства электроэнергии угольными и атомными электростанциями.  В тоже время росло производство электроэнергии зеленой генерацией и газотурбинными станциями. ВИЭ вытесняют АЭС, а газовые станции – угольные ТЭС.

Кроме того, примерно половина стран начала замещать “грязную электроэнергию” импортом. Логика простая – зачем отравлять экологию своей страны? Давайте купим недостающие объемы электроэнергии на стороне и, таким образом, сбалансируем энергосистему.

Работа ветровых и солнечных станций – нестабильна и слабо прогнозируема. Такие станции полностью зависят от погоды, времени суток и времени года. Поэтому их необходимо балансировать – сглаживать провалы между объемами производства и потреблением.

У нас систему балансируют с помощью угольных ТЭС и гидроэлектростанций. В ЕС тоже когда-то так было. Но сейчас уголь все больше заменяют газом, а недостающие объемы энергии – импортируют, в том числе из Украины.

Понятно, что в каждой отдельно взятой стране ЕС структура генерации будет отличаться от среднего значения. Более детально можете посмотреть на графике №2.

А ЧТО В УКРАИНЕ?

У нас структура генерации электроэнергии кардинально отличается от стран ЕС. Грубо говоря, мы “донашиваем советское наследие” и не сильно заморачиваемся о будущем.

В Украине примерно половину электроэнергии в стране производят АЭС “Энергоатома”. Они работают ровным графиком и не могут резко снижать или увеличивать производство электроэнергии в зависимости от спроса со стороны потребителей.

Увеличение и снижение объемов производства электроэнергии в зависимости от спроса называется “балансированием рынка”. Этот фронт закрывают ТЭС, ТЭЦ и ГЭС-ГАЭС. Ежегодно тепловые электростанции производят треть электроэнергии в стране (ТЭС), теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) – еще 7-10%.

Гидроэлектростанции и гидроаккумулирующие станции (накапливают в водохранилищах воду и срабатывают в пиках потребления) производят 5% электроэнергии в стране. С каждым годом их доля падает из-за теплых зим и маловодия в реках.

Столько же примерно производят зеленные электростанции. Тут необходимо сказать, что выработка ВИЭ отличается в зависимости от времени года – летом примерно 5%. Например, летом доля ВИЭ была на уровне 9% всей произведённой электроэнергии, в ноябре они произвели 3% электроэнергии, в январе засветило солнце и их доля выросла до 4-5%.

КАКОЕ БУДУЩЕЕ У УКРАИНСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ

К 2030 году ЕС планирует отказаться от угольных электростанций, которые пока генерируют 13% всей электроэнергии (в 2020 году они снизили выработку на 20%).

В дальнейших планах – отказ от АЭС, газовых станций и полный переход на производство “чистой” энергии.

Такой переход стоит денег, коих у них куры не клюют, но в будущем цена электроэнергии в ЕС будет стремиться к нулю и промышленность союза получит конкурентное преимущество.

Украине тоже необходимо переходить на экологически чистые источники энергии. Других альтернатив тут нет.

ТЭС и ТЭЦ нужно закрывать потому, что они самые большие загрязнители воздуха в стране. Минэкологии создало рейтинг крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха и, из 33 участников рейтинга, ТЭС и ТЭЦ заняли больше половины мест.

https://mepr.gov.ua/news/34251.html

Но если этого мало – есть логическое объяснение, даже если оно не понравится “свидетелям доллара по 8 грн” и двум владельцам ферросплавных заводов.

Момент 1. Украинские АЭС построены во времена Советского Союза. Затраты на их постройку были давно, поэтому и получается, что атомная электроэнергия самая дешевая в Украине. Но это не так.

Через 5-10 лет Украина начнет процесс вывода блоков из эксплуатации. Чтобы только ВЫВЕСТИ из эксплуатации блоки всех АЭС необходимо $6 млрд. Еще дороже будет построить НОВЫЕ. Стоимость новой белоруской АЭС, вместе с украденным, оценивается в $7-10 млрд.

Стоить такая электроэнергия будет дороже электроэнергии ТЭС и сравняется “зелеными” тарифами для ВИЭ.

К тому же, ЕС не даст денег на постройку новых атомных станций, они у себя выводят из эксплуатации АЭС, замещая их мощностями ВИЭ. Вряд ли они будут рады получить под боком новые атомные станции, а тем более финансировать их строительство. А ведь мы так надеялись…

Поэтому на данный момент уместно говорить только о выводе старых блоков из эксплуатации. Вывести одновременно все блоки нельзя, поскольку они строились в разное время. Процесс вывода из эксплуатации одного блока длится лет тридцать.

Но и тут проблема – деньги на вывод блоков АЭС из эксплуатации разворовали. Они должны были собираться в Фонд вывода блоков атомных электростанций из эксплуатации. Такой фонд действительно существует, “Энергоатом” отчисляет в него процент из тарифа, в него даже насобирали 5 млрд грн. Но – только на бумаге. “Живых” денег нет, поскольку они попадают в расходную часть бюджета. И оттуда их регулярно перебрасывают на какие-то более важные цели.

Кроме того, эти деньги не защищены от обесценивания. То есть миллиард, который “Энергоатом” положил в этот Фонд пять лет тому, и миллиард сейчас – это два разных миллиарда.

И даже если правительство возьмется за голову, то наполнить этот фонд будет проблемой –

“Энергоатом” выступает в роли дойной коровы, которая выдает льготную электроэнергию населению и олигарху Игорю Коломойскому.

https://www.facebook.com/anserua/posts/4619638961386371

Момент 2. Блоки ТЭС и ТЭЦ, которые были построены 60-50 лет тому назад, также практически исчерпали свой ресурс. С каждым годом эксплуатация этих объектов обходится все дороже, и эта цена закладывается в тариф для потребителей.

Момент 3. Евросоюз внедряет программу Green Deal. Она предусматривает сокращение выбросов в атмосферу на 40% к 2030 году.

Предприятия ЕС вынуждены провести модернизацию и перейти на использование экологически чистой энергии. Цель – сократит к нулю выбросы СО2. Переход профинансирует ЕС – бюджет  1 трлн евро.

Такой переход поставит местных производителей в неравные условия с импортом, произведённом из “грязных” источников. Поэтому ЕС внедряет защитные меры – так называемый механизм Carbon Border Adjustment. Он вводит экологическую пошлину на импортную продукцию, произведённую с помощью классических источников энергии. А деньги от пошлины уйдут в бюджет модернизации промышленности ЕС.

В итоге, значительная часть украинского экспорта рискует попасть под импортную пошлину, а дополнительные расходы наших экспортёров могут возрасти на 500 млн евро только в первый год действия.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВИЭ УКРАИНЫ СЕЙЧАС

Вот что пишет Украинская ассоциация возобновляемой энергетики:

К началу 2021 года установленная мощность объектов ВИЭ в Украине, работающие по “зеленому” тарифу, составляет 8,5 ГВт, в том числе:

– 6094 МВт – солнечные электростанции;

– 779 МВт – СЭС частных домохозяйств (панели на крышах и в огородах);

– 1314 МВт – ветроэлектростанции;

– 117 МВт – малые гидроэлектростанции;

– 109 МВт – электростанции на биомассе;

– 103 МВт – электростанции на биогазе.

Чтобы создать эти мощности, с 2010 года было привлечено $12,3 млрд инвестиций. Рекордными по размерам инвестиций стали 2018 и 2019 годы: в строительство новых объектов было привлечено $2,4 и $4,1 млрд соответственно.

В 2020 в новые объекты ВИЭ инвестировали $1,4 млрд.

Кто инвестировал? Все: западные фонды, корпорации, украинские политики, аграрные магнаты и олигархи. Только государственные банки Украины выдали $1 млрд кредитов ВИЭ.

Европейский банк реконструкции и развития, в котором США является ведущим акционером, выдал $600 млн на проекты с ВИЭ в Украине. Финансовая корпорация США по международному развитию дала еще $400 млн. В украинском ВИЭ участвует через коммерческие структуры государство Норвегия.

Частные домохозяйства вложили 600 млн евро.  Они пришли на высокий “зеленый тариф”, который прописан в законе. Его размер, конечно, несправедлив для других потребителей, но кто это должен менять? Нынешние правила прописала законно избранная украинская власть, пусть и прежняя. Новая власть не отменила их, даже когда ситуация начала заостряться.

ВОЗМОЖНЫЕ БАНКРОТСТВА

За 2020 год мощности ВИЭ в Украины выросли на 20%. Но в 2021 году он может на столько же и сократиться из-за череды банкротств ряда компаний.

Сегодня долг государства перед “зелеными” составляет 25 млрд грн. Он возник по нескольким причинам: теплая зима 2020 года, коронакризис, импорт электроэнергии с России и Беларуси бурный ввод в эксплуатацию новых мощностей ВИЭ, создали профицит электроэнергии.

По закону, правительство обязано выкупать всю “зеленую” электроэнергию из возобновляемых источников, но денег на компенсацию “зеленого” тарифа стало не хватать. Пришлось выбирать: или поднимать тариф “Укрэнерго” на передачу электроэнергии, в котором зашита компенсация зеленого тарифа, или снижать “зеленые тарифы”.

Получилось нечто среднее: и то, и другое, ни то, ни другое. Между правительством и инвесторами в зеленую энергетику был подписан меморандум, который затем вылился в закон о снижении “зеленых тарифов”. Согласно этому закону (№810-IX), 40% наколенного долга (около 9 млрд грн) правительство должно было погасить до конца 2020 года.

Хорошее решение? Думаю, что нет. Можно было добиться и большего снижения “зеленых тарифов”. Почему не добились? Много говорят о сговоре олигархов, о давлении западников, о коррупции во власти. Наверное, все это есть. Но четко есть и еще один момент. Если власть сейчас обрежет “зеленый тариф” например вдвое, то действующие владельцы ВИЭ подадут в суд и потребуют компенсировать расходы. Вы обещали – мы вложили – вы изменили условие – это равно кинули – выкупайте у нас ВИЭ и делайте с ними, что хотите. Это миллиарды долларов, которых у Украины нет. Поэтому договорились вот так.

Но договор еще нужно исполнить. Прошел почти года, но долг не был погашен, а инвесторов – кинули опять.

Почему этого не было сделано в прошлом году? Это почти детективная история.

Долги перед “зелеными” предполагалось погасить за счет кредитных денег ЕБРР, который тот дал бы государственной компании “Укрэнерго” под государственные гарантии. В свою очередь, системный оператор перевел бы деньги ГарПоку (который на себя выкупает зеленую электроэнергию), а тот уже распределял бы их между альтернативной генерацией.

Для реализации этого механизма, а именно предоставления госгарантий, требовалось решение парламента. Но голосование несколько раз проваливалось руками депутатов из обоймы олигархов Игоря Коломойского и Виктора Пинчука, которых тогда координировал глава энергокомитета Андрей Герус.

Почему? Отчасти причина всегда в том, чтобы насолить их извечному оппоненту Ринату Ахметову, котором принадлежат примерно 25% мощностей альтернативной энергетики. Но причем тут остальные 75% “зеленых”? Дело тут в другом.

Олигархи поставили задачу сбить госгарантии для “Укрэнерго”, потому что это приведет к росту их расходов. Кредиты, которые системный оператор взял бы для расчётов с “зелеными”, нужно возвращать. Для этого нужно сделать надбавку в тариф “Укрэнерго” на передачу электроэнергии. Соответственно, чем больше предприятие потребляет электроэнергии, тем больше платит за ее передачу. А крупнейшими потребителями электроэнергии в Украине являются ферросплавные заводы Коломойского и Пинчука, а также металлургические и трубные предприятия Пинчука. Вывод: им придется больше платить.

Ради чего? Чтобы погасить долги перед “зелеными”? Чтобы решить проблемы энергосистемы? Здрасьте!

Вот почему Герус убеждал депутатов не голосовать за госгарантии “Укрэнерго”. Взамен он предложил выпустить “зеленые” облигации внутреннего государственного займа. Их должен был выпустить Минфин, продать на рынке и деньги направить на погашение долгов. В чем тут уловка? Долг перед ВИЭ был бы погашен за счет роста госдолга, зато тариф “Укрэнерго” не пришлось бы повышать. Пинчук и Коломойский остались бы нетронутыми.

Остальные депутаты доверчиво “проглотили” эту идею, но и это оказались “сказки”. Герус и его кураторы знали, что МВФ во второй половине 2020 года не даст транш, и дефицит бюджета в $3-4 млрд придется покрывать за счет выпуска ОВГЗ и евробондов. Накинуть сюда еще и миллиард долларов долгов перед “зелеными” – такое в планы правительства никак не вписывалось. В итоге, Минфин публично выступил против выпуска ОВГЗ для расчетов с “зелеными”.

За пару месяцев до этого ЕБРР, который инвестировал в развитие альтернативной энергетики Украины 600 млн евро, отказался предоставить кредит “Укрэнерго” даже под госгарантии.

Ситуация зашла в глухой угол, но меморандум с “зелеными” был подписан, закон принят, долги признаны официально. Их все равно предстояло погасить, иначе ВИЭ грозились подать на Украину в суд. И они гарантированно выиграли бы. Деваться стало некуда, и в конце 2020 года Верховная Рада разрешила Кабмину выдать госгарантии по кредитам для “Укрэнерго”.

Поскольку ЕБРР отказался финансировать, Кабмин подключил государственные банки. Те выдали “Укрэнерго” 11,3 млрд грн под госгарантии.

https://www.kmu.gov.ua/npas/deyaki-pitannya-vikonannya-zakonu-ukrayini-pro-derzhavnij-byudzhet-ukrayini-na-2020-t91220

КАК БУДЕМ ДЕЛИТЬ НАШИ ДЕНЬГИ?

Под новый год “Укрэнерго” привлекла у госбанков (Ощада, Укргазбанка и Укрэксимбанка) 10,25 млрд грн для погашения долга перед Гарантированным покупателем. У кредитов было целевое назначение – погашение долгов по “зеленому тарифу”.

https://uare.com.ua/images/20.01.2021_UWEA_EUEA_UARE.pdf

Начался новый 2021 год, “зеленые” инвесторы ждали погашения перед ними 9 млрд грн долгов, которые должны были получить еще в 2020 году. Но тут снова возникли наши старые знакомые Пинчук и Коломойский.

В процесс вмешивается Нацкомиссия по тарифам (НКРЭКУ), возглавляемая Валерием Тарасюком – протеже Геруса. НКРЭКУ настаивала, что минимум 50% кредита должно уйти на погашение долгов перед “Энергоатомом”.

Сама заявка – абсурдна. У кредитов было целевое назначение. Они выдавались под погашение долгов перед “зелеными”. И вдруг, откуда ни возьмись, возник “Энергоатом”. Почему?

Идея не принадлежит Тарасюку. Ее еще в 2020 вынашивал Андрей Герус. Суть ее в том, чтобы погасить убытки “Энергоатома” и дать ему “живых” денег. Один из патронов Геруса – Коломойский в течение 2020 года вытягивал из “Энергоатома” миллиарды. Олигарх выкупал на балансирующем рынке атомную электроэнергию со скидкой в 45%. Нынешнее устройство энергорынка позволяет это делать. Другое дело, чтобы получить возможность купить эту дешевую энергию, нужно было иметь контроль над государственной компанией “Центрэнерго”. Такой контроль Коломойский получил благодаря договоренности с Офисом президента и Фондом госимущества. Получив контроль над “Центрэнерго”, Коломойский не только грабил саму компанию, но и всю вторую половину 2020 года выкупал энергию со скидкой 45%.

И, словно этого мало, он также “побеждал” на спецаукционах “Энергоатома”. Тот выставлял на рыночные торги примерно половину своей энергии. Странным образом, эти гигантские объемы выкупали только трейдеры Коломойского, и примерно вполовину дешевле рынка.

Неудивительно, что заводам Коломойского жилось неплохо, а вот “Центрэнерго” и “Энергоатому” – очень даже плохо. Вот как у двух государственных компаний возникли огромные убытки.

Схемы привели “Энергоатом” к миллиардным убыткам и Герус понимал, что нужно срочно вливать в компанию деньги, “пока лошадь не сдохла”. Так и появилась инициатива передать 5 млрд грн от “зеленых” к “Энергоатому”. Она абсурдна в контексте отношений с ВИЭ, но своя логика – железная.

Тарасюк тоже оказался в неоднозначном положении. Он понимал, что если оформить решение о распределении денег в пользу атомки постановлением НКРЭКУ, то может прилететь ответственность. Ведь он в очередной раз сорвет выполнение обязательств правительства перед зелеными. Поэтому он выносить не постановление, а “наставление” (Да, такой термин! По-украински, не “постанова”, а “настанова”)  – это решение, которое носит рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения с юридической точки зрения.

https://expro.com.ua/novini/nastanova-nkrekp-ne–obovyazkovoyu-do-vikonannya–yurkompanya-sokolovskiy-ta-partneri

Но этим решением НКРЭКУ запустила идею Геруса в массы – “нужно срочно выдать 5 млрд грн “Энергоатому” для спасения”. Далее дело было за малым – успеть добежать до Президента Зеленского и правильно подать инициативу Тарасюка. Ведь президент, как мы убедились, боится принимать сложные правильные решения, но очень даже готов подписывать собой странные но хайповые идеи.

КАК ДЕЛИЛИ ДЕНЬГИ

Была единственная проблема. Распределение кредитов “Укрэнерго” между “зелеными” и “Энергоатомом” нарушало меморандум, подписанный правительством. Оно идет и вразрез с тем, что записано в законе. Решение грозит судебными исками на миллиарды гривен.

В итоге, ряд депутатов зарегистрировали законопроект, который предусматривает ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ выпуск облигаций внутреннего государственного займа на 7,3 млрд грн с целью погашения долга перед “Энергоатомом”, который задолжал аналогичную сумму поставщикам и подрядчикам.

Проект предусматривает, что Минфин по решению Кабмина дополнительно выпустит  ОВГЗ с дальнейшим перечислением средств в спецфонд госбюджета для финансирования “Энергоатома”. Однако случилось странное.

Контролируемый Коломойским “Энергоатом” публично выступил против инициативы и настаивал именно на перераспределении 10 млрд грн, которые получили “зеленые”. Формулировка довольно странная: мол, депутаты хотят раздерибанить миллиарды в пользу “зеленых”. Странность в том, что эти деньги изначально должны были пойти только “зеленым”.

https://biz.censor.net/news/3243862/energoatom_obvinil_deputatov_v_lobbirovanii_deribana_10_milliardov_v_polzu_zelenoyi_generatsii

И вот, 3 февраля появилась официальная новость – уже от лица премьера Дениса Шмыгаля. Он объявил, что до конца дня Кабмин примет решение, как разделить между “зелеными” и “Энергоатомом” 10 миллиардов.

https://biz.censor.net/news/3245776/10_milliardov_na_pogashenie_dolgov_na_rynke_elektroenergii_razdelyat_do_kontsa_dnya_shmygal

Итак, что мы имеем? Кабмин решил, что разделит пополам между “зелеными” и “Энергоатомом” первые 1,8 млрд грн. Что будет с остальными 8,2 млрд грн – пока что неясно. У ГарПока на счетах уже лежат 5 из 10 миллиардов, которые выдали три госбанка.

Сегодня премьер Шмыгаль подтвердил, что первый транш в счет погашения “зеленых” долгов пойдет уже 4 февраля.

https://interfax.com.ua/news/economic/721212.html

Сам факт заявления Шмыгаля означает только одно: до Зеленского добежали, и тот дал добро. Причем, по старой доброй традиции, не разобрался в ситуации, но согласился делить деньги между “зелеными” и “Энергоатомом”.

Победа? Еще нет. В перспективе года это означает, что проблема долгов перед ВИЭ не решена. Она только стала глубже. В 2021 году показатели работы экономики не будут лучше 2020-го, кризис в энергетике продолжится – некому продавать столько энергии, сколько вырабатывается. А значит, долги перед “альтернативкой” останутся. Но к ним добавятся еще долги 2020 года.

Ждем продолжения.

Сергей Лямец

Your Header Sidebar area is currently empty. Hurry up and add some widgets.